Новое в ZBrush 2022


Видеоуроки доступны в расширенном курсе

1.Барельеф в ZBrush 2022

Bas Relief является логическим продолжение возможностей Alpha и проецирования геометрии между тулами и сабтулами.

Барельеф — это объёмно-фактурное изменение поверхности, транслирующее полноценную объёмную сцену, но таковой не являющейся. В барельефе формы выступают из поверхности не более, чем на половину своего объёма. Этим барельеф отличается от горельефа, где формы выступают более половины своего объёма из поверхности.

Чтобы лучше понять суть барельефа и горельефа, нужно представить фигуры людей (животных), которые как бы влипли в стену. В горельефе фигуры прилипают к стене одной стороной (спиной или боковой частью), при этом основная часть фигуры остаётся самостоятельной без искажений объёма. В барельефе же, форма как бы сплющивается об стену.

Этим горельеф и барельеф отличаются от объёмной скульптуры, такой, например, как памятник-постамент, который можно представить в виде трёхмерной модели, которую можно рассмотреть с любой стороны. Горельеф же можно рассмотреть с трёх сторон (исключая плоскость стены). А барельеф - только с одной - если смотреть на него прямо.

Барельеф в ZBrush 2022
Пример барельефа
Новое в ZBrush 2022
Пример горельефа

Новая функция ZBrush 2022 Bas-Relief позволяет создавать барельефы из моделей. Из описания выше мы уже знаем, что 3D-модель («памятник-постамент») в ZBrush уже присутствует как данность, когда мы создаём скульптуру. Горельеф можем получить, если "вмонтировать" эту модель в поверхность. С барельефом же раньше приходилось ходить долгим путём - создавать альфа из модели, затем создавать кисть (или использовать проекцию на модель), а дальше уже получать необходимую композицию. С Bas-Relief же все манипуляции собраны в одной функции. Рассмотрим её подробнее.


Особенности работы инструмента:

  • Проекция проходит из текущего расположения холста и модели,
  • Основные настройки проецирования находятся в разделе Project BasRelief - субпалитры Subtool - палитры Tool (для большинства случаев подходят стандартные)
  • Может использоваться для создания Alpha (из палитры Alpha) для дальнейшего использования с возможностями Alpha. При создании, разрешение будущей Alpha будет соответствовать текущему размеру документа
  • Работает с уровнями Divide, как у исходных сабтулов, так и у целевого (на который идёт проекция)
  • Работает независимо от взаимного расположения проецируемой и целевой геометрии. То есть воздействие проходит бесконечно вглубь холста, исходя из ракурса.
  • Не работает для скрытых сабтулов, в том числе режимом Solo
  • Можно использовать в обратной стороны проецируемой геометрии (для получения негативных результатов), например, для создания заливочных форм
  • Для поверхностей с толщиной можно прибегать к маскированию противоположной части модели, с попеременной проекций с разных сторон. Так можно получать рельеф с двух сторон объёмной поверхности
  • Проецируется также любая информация с холста, в том числе 2.5D
  • Не забудем про возможности MorphTarget и слоёв
  • Как не забудем и про возможность Adjust Last - для влияния на последнее изменение 

Функции субпалитры BasRelief:

  • Relief Repeat Count - количество повторов применения рельефа (по сути, точность Alpha). Меньшие значения будут давать более плоский однородный рельеф. Высокие значения (макс. 25000), напротив, будут давать более похожие на изначальный объём результаты с большим количеством градаций серого.
  • Relief Step Tolerance - регулирует уровень перепада между градациями серого при построении альфа. Чем меньше значение, тем более плавные переходы будут на выходе. Значение слайдера определяет порог расстояния между двумя точками, выше которого будет работать интерполяция уровней серого. В итоге, чем выше значение, тем выше порог расстояния, и тем выраженнее будут переходы между деталями.
  • Relief Contrast - действие схоже с деформаторами контраста. Даёт усиление детализации
  • Relief Blur Radius - определяет степень размытия рельефа по краю. Для смягчения рельефа по краю выдавливания
  • Project BasRelief - кнопка проекции сабтулов на выбранный в данный момент сабтул

Функции субпалитры BasRelief палитры Alpha:

  • Relief Repeat Count - количество итераций алгоритма построения альфа из модели (аналогично палитре, описанной выше)
  • Relief Contrast - контраст детализации при создании альфа
  • Relief Step Tolerance - регулирует порог интерполяции при построении альфа. Чем меньше значение, тем более более плавные переходы будут на выходе
  • Relief Blur Radius - размытие края, поднимающегося над основной поверхностью
  • Apply BasRelief - применяет функции барельефа из параметров выше к любой выбранной в текущий момент альфа. На холсте при этом может не быть никакой информации.
  • Make BasRelief - создание новой альфа из модели с перезаписью активной
  • BTxtr - создание текстуры из вертексного цвета модели, который существует на момент создания. Материал передан не будет - только цвет.


2.Новое в кистях ZBrush 2022

Двойные альфа и текстуры для кисти

В версии ZBrush 2022 появилась возможность подключать сразу две альфа или текстуры к любой кисти. Находятся установки в палитре Brush - Alfa and Texture. Здесь доступны селекторы-окошки:

  • Правый (Current) селектор (как всегда, в ZBrush имеет приоритет для быстрого доступа) — это основная текстура/альфа.  Аналогична той, что выбрана на левой полке интерфейса.
  • Левый селектор - подключаемая альфа (Base)
  • Слайдеры Transition определяет границу перехода между селекторами в зависимости от нажима пера
  • Двойная текстура работает так же, как и параметр Gradient для PolyPaint при нажатии (если в глобальных параметрах выставлено более высокое значение градиента для планшета)

Паттерны и шум для кистей

В ZBrush 2022 расширились возможности работы с шумом для кистей. Были добавлены функции в палитру Brush - Surface. А именно:

  • Noise, Edit и Del - остались прежними и, соответственно, означают активацию, редактирование и удаление шума
  • Local Projection Mode - выполняет локальную проекцию, соответственно нормалям поверхности, опираясь на место первого касания кистью. Повторное касание кистью, будет брать уже другие нормали. Поэтому, в некоторых случаях лучше использовать непрерывный мазок для поверхности
  • Dynamic Scale - динамическое изменение размера, согласно размеру кисти
  • Base Scale - коэффициент увеличения масштаба шума

Возможности новых инструментов:

  • Шум вместе с текстурой можно копировать прямо из Tool - Surface - Copy. Например, для предустановок из Лайтбокса
  • Добавлены две новые кисти в стандартную палитру - Pattern01 и Pattern02
  • Режим ZSub (вычитание) теперь также влияет на кисть при добавлении шума

Новые возможности кривых для кистей

В палитре Stroke - Curve добавлен новый слайдер SubSteps. Он определяет количество промежуточных шагов между узловыми точками кривой, куда будут добавлены инстансы.

Кроме этого, добавлены новые кисти - ScribeStandard и ScribeChisel, работающие с этим алгоритмом

  • Режим DragDot для этих кистей активен по умолчанию
  • Форму мазка можно изменить в Stroke - Curve Modifiers
  • Настройки в Modifiers позволят получить разные формы взаимодействия кистей с поверхностью (см. видео)
  • Разное количество SubSteps дадут разные результаты. Чтобы при малом количестве инстансов не образовывалось заострение, можно отключить параметр AccuCurve в палитре Brush - Curve

Новая интерполяция (Stroke Interpolate)

Функция интерполяции мазков поддерживает Z/RGB-Intensity, размер кисти, а также распределение между цветами палитры.


Новые кисти Knife

В ZBrush 2022 появились новые кисти Knife, которые существенно расширяют горизонт возможностей обработки геометрии:

  • KnifeRect - кисть подрезки по ровным шейповым формам прямоугольника
  • KnifeCircle - кисть подрезки по формам круга

Новые кисти работают также с параметрами BRadius из палитры Brush.



3. Маскирование в ZBrush 2022

Новые функции ZBrush 2022 касательно маскирования расширились до Mask by Normals и Mask by Depth




  • Функция Mask by Normals — это маскирование геометрии по нормалям и их направлению в экран (на зрителя). Кнопка Mask by Normals опирается на кривую маскирования Normals Profile
    • Тёмные области кривой — это маскированные участки
    • Светлые области кривой — это области, свободные от маски
    • Левая часть кривой — это нормали, полностью обращённые от зрителя
    • Правая часть кривой — это нормали, полностью обращённые в экран
  • Mask by Depth - маскирование по глубине. Маскирование происходит согласно глубине расположения моделей на холсте. Параметры аналогичны предыдущим, кроме того, что левая часть кривой отвечает за самые близкие к зрителю точки геометрии, а правая часть кривой - за самые удалённые по глубине точки


4. Тулы и Сабтулы ZBrush 2022

Изменения в ZBrush 2022, которые затрагивают тулы и сабтулы приведены в этом разделе.



Особенности работы функций Align и Distribute:

  • Геометрия выравнивается и распределяется, как внутри сабтула, так и внутри тула. Если на холсте виден только один сабтул (другие скрыты отключением видимости, или режимом Solo), то выравнивание сеток будет проходить внутри этого сабтула. Если же видны несколько сабтулов, выравнивание будет проходить внутри тула для видимых сабтулов
  • Выравнивание проходит относительно текущего вида камеры (расположения документа)
  • Align и Distribute будут учитывать выбор сеток, указанных функцией множественного выбора Transpose All Selected Subtool
  • При выравнивании сабтулов между собой, за эталон расположения будет браться активный в текущий момент сабтул
  • В выравнивании не принимают участия скрытые кистью Select сетки внутри одного сабтула

Функции выравнивания и распределения находятся в палитре Tool - Subtool - Align и Distribute. Их можно легко дифференцировать по соответствующим иконкам.


Наборы видимости (Visibility Sets)

Начиная с версии ZBrush 2022, можно устанавливать сеты видимости (V1-V8), указав для каждого сета видимые сабтулы из списка.


ИзмененияStager в ZBrush 2022

Stager в ZBrush 2022 дополнился новыми функциями, среди которых:

  • Interpolate - функция работает аналогично той, которая доступна в палитре Stroke, Интерполяция в Stager будет простраивать дополнительную геометрию, согласно указанному количеству шагов
  • Copy/Paste - копирование-вставка положения домашней или целевой стадии сабтула для переноса между сабтулами
  • В плагине SubTool Master в функции Do Visible появилась возможность копирования-вставки стадий Stager для всех видимых сабтулов тула. После чего можно гонять их между стадиями через All To Home/Target из субпалитры Subtool


5. Gizmo 3D в ZBrush 2022

Манипулятор Gizmo3D в ZBrush 2022 также получил некоторые обновления в работе:




  • Focal Shift теперь действует на манипулятор, в том числе и для трёхмерных математических примитивов
    • Значение Focal Shift = «-100» будет оставлять работу такой же, как и в ранних версиях (активно по умолчанию)
    • Значения выше «-100» будут определять плавный спад воздействия
    • Работает также для деформаторов из арсенала Gizmo3D


6. Плагины и форматы в ZBrush 2022

Плагин Bevel Pro в ZBrush 2022

Новый плагин позволяет получать скосы (Bevel) на любой геометрии без полигонального моделирования. Для лучшего взаимодействия подойдут средне- или высокополигональные сетки.

Особенности плагина:

  • Работает по границам полигрупп
  • Подвержен действию масок (маска ограничивает действие плагина). Места, где фаски быть не должно, нужно предварительно замаскировать
  • Плагин находится в палитре ZPlugin. Управляющая кнопка выведена в Tool - Subtool - Bevel Pro
  • Для запуска плагина в модели должны быть минимум две полигруппы
  • После запуска плагина модель с управляющими функциями открывается в новом окне
  • Плагин не запустится, если в сабтуле есть скрытая геометрия
  • Плагин будет учитывать только активный сабтул (мультивыбор Gizmo3D не учитывается)

Работа и функции плагина (после открытия)

  • Навигация в окне плагина аналогична навигации ZBrush
  • Настройки плагина в окне настроек сохраняются между разными сессиями работы плагина
  • Функции плагина:
    • Load, Save, Reset - загрузка, сохранение, сброс настроек плагина
    • Polish By Groups - полировка по границам полигрупп. Особенно полезно для мешей из DynaMesh. Параметр работает аналогично одноимённому из Deformations
    • Fix edges - фиксация краёв на границах Bevel. В результате чего можно достичь выравнивания полигрупп на фаске
    • Reset - сброс изменений от Polish и Fix
    • Bevel Amount - величина будущей фаски
    • Bevel Smoothness - сила сглаживания будущей фаски
    • Polygroup Angle - определяет максимальный угол между полигруппами, в пределах которого не будет проходить снятие фаски. Пригодится, чтобы не маскировать множество полигрупп, которые не должны принимать участия в работе инструмента
    • Sharp - создание острых углов в местах перепадов фаски
    • Preview Edges - отображение сечений внутри фаски
    • Mesh Edge Resolution - количество подразделений внутри фаски
    • Mesh Offset Amount – определяет, на какую величину сместится контейнер, создающий фаску. Может быть полезно для очищения «ошмётков» геометрии вокруг фаски
    • Auto Crease - автоматическое создание кризов на границе скоса
    • Auto Apply - показывает результат на геометрии не в виде цветов, а в виде финальной фаски
    • Display colors (Mesh) - цвет исходной сетки
    • Edges - цвет точек на границе исходных полигрупп
    • Amount - цвет точек на границе созданной фаски
    • Filling - цвет заливки фаски
    • Reset Colors - сброс к цветам по умолчанию

Расширение XMD

Можно скачать по ссылке - Здесь

После установки, во время которой нужно указать путь к ZBrusр, важно перезапустить ZBrush и плагин.

Кнопка запуска плагина доступна в палитре Preferences - XMD


Импорт камер и изображениями заднего плана в FBX-формате

Функционал выбора камеры находится в палитре Draw - Camera.

Можно выбирать камеру из списка, а также добавлять или удалять изображения подложки, кроме этого, настраивая прозрачность модели из этой камеры.



7. Geometry в ZBrush 2022

В этом разделе рассмотрим нововведения в ZBrush 2022, которые касаются непосредственно геометрии.



Инструмент DynaMesh

Получил Picker, который позволяет "зачерпывать" индекс разрешения сетки с любого участка геометрии


AdjustLast stroke

Теперь работает и для перемещения геометрии по холсту



8. Текстуры в новом ZBrush 2022

В этом разделе рассматриваются изменения в текстурировании и рендере для ZBrush 2022



Edge Detect для Spotlight

Добавлена новая функция к колесу Spotlight - Edge Detect. Позволяет получить эффекты карт кривизны.

В палитре Texture добавлены функции граббинга холста с записью в текстуру. Приведём описание функций раздела:

  • CD (Clear Depth) - очистка документа перед "выплеском" текстуры для заполнения ею холста следующей функцией
  • Crop and Fill Document - заполнение холста текстурой, выбранной в данный момент в стеке текстур
  • Grab Shaded Doc - граббинг документа с шейдингом
  • Grab Unshaded Doc - граббинг без шейдинга (с плоским цветом)
  • Grab Shaded Doc and Depth - граббинг с шейдингом и каналом глубины, который можно вывести в формате PSD
  • Grab Unshaded Doc and Depth - граббинг с плоским цветом и каналом глубины

Alpha в 2022

  • Использование функции Make3D из палитры Alpha теперь автоматически будет создавать планарную UV-карту
  • При создании геометрии из альфа будет автоматически создаваться Polypaint из выбранной в данный момент текстуры. Текстура и альфа должны иметь одинаковое разрешение в пикселях.

В этом блоке мы рассмотрели все новые возможности ZBrush 2022. Спасибо за вашу поддержку и до встречи в пространстве ZBrush!


Официальный сайт Pixologic

Задать вопрос в нашей группе ВК

Мы на Пикабу

Артелеум в Инстаграм