Houdini Networks - Нодовый схематик

Houdini networks - Нодовый схематик. Это основное рабочее пространство работы с нодами, их компоновке и взаимодействию. Network View Houdini.

 

Система нод (операторов) Houdini

Особенность Houdini в том, что процедурность работает в автоматическом режиме на фоне. То есть, чтобы создать геометрию можно вообще на заморачиваться с нодами, а работать стандартными инструментами трансформации и деформации. Тем не менее, понимание работы нодовой структуры - это ключ к продуктивной работе в этом трёхмерном редакторе. Houdini networks - Нодовый схематик - тема сегодняшнего урока.

Контексты в Houdini - это тип нодового схематика, где собраны определённые ноды, выполняющие определённые группы задач. Подпись контекста отображается в правом верхнем углу нодового схематика.

  • OBJ (Scene) - корневой контекст, где хранится всё содержимое сцены (геометрия, камеры и т.д.)
    • Ноды, которые создаются в этом контексте, являются контейнерами Geometry
    • Основное назначение контекста OBJ - это трансформация объектов (позиционирование их в пространстве) и шейдинг объектов целиком
  • SOP (Geometry) - контекст геометрии и её преобразований - Surface Operators
  • CHOP - канальная анимация геометрии или аудио
  • ROP - ноды рендера
  • DOP - работа с любой динамикой в сцене
  • MAT - разработка собственных материалов
  • VOP - ноды шейдеров
  • COP - 2D-композитинг

 

Окно нодового схематика (Network View) показано на рис.1. В схематике основные элементы - это ноды (разбирались в предыдущем уроке) и нодовые связи. Вместе они образуют нодовую сеть (Network).

Houdini Networks - Нодовый схематик

Рис. 1. Network View

 

Описание элементов Network View:

  1. Background (фон схематика)
    1. Можно добавить и редактировать изображение:
      1. Изображение добавляется из меню Add → Background Image - Shift+I
      2. Редактируется изображение из меню Tools - Edit Background Image - Ctrl+I. Во время редактирования изображения доступен ряд значков
        1. Удалить изображение
        2. Связать изображение с нодой, сохраняя тем самым положение относительно этой ноды
        3. Изменить прозрачность изображения
  2. Сетка схематика для привязки нод доступна из меню Tools → Show Grid
    1. Опции сетки доступны из Display Option → General → Grid Spacing
  3. Строка браузера. По сути своей - это тот же браузер, который знаком любому, кто взаимодействовал с файловой системой. Будем считать его навигатором, проводником. Антиподом Харона - лодочника на реке Стикс. Очередью в Сельпо, где данные передаются по цепи - от корня к веткам (изображение очереди).
    1. Стрелки позволяют перемещаться по иерархии между контекстами
    2. Адресная строка, где можно выбирать элемент иерархии. Работают ПКМ и ЛКМ
      1. Для того, чтобы ввести значения в поле вручную, нужно нажать Ctrl+L
      2. Чтобы вернуться к графическому отображению, нужно через зажатую ПКМ выбрать Edit Path Graphically, либо нажать клавишу ESC
    3. Значок булавки позволяет закрепить путь, чтобы он не менялся при переключении между нодами, контекстами или видами (если речь о трёхмерном вьюпорте)
      1. По ПКМ на булавке можно выбрать разные режимы:
        1. No Link (без ссылки) - булавка отображается жёлтым значком. Это означает, что при выборе нод, объектов, или других элементов, влияющих на содержимое панели (или вкладки), эта панель будет оставаться неизменной в наполнении
        2. Last Selected Node - содержимое меняется, согласно выбранной ноде
        3. Цифровой номер канала - позволяет задать зависимость панелей друг от друга. Если панели отмечены одной цифрой, то они будут синхронизированы
        4. Link As Parent. Если переключатель установлен с этой опцией, панель (или вкладка) будет отображать родительский контекст выбранному в других панелях элементу
    4. Значок мишени позволяет согласовать содержимое двух вкладок (панелей) путём перетаскивания мишени одной панели на другую. Например, если в одной панели (возможно, закреплённой) отображаются параметры ноды экструда, можно переместить мишень на панель объектного контекста схематика. В этом случае контекст изменится на SOP и будут отображены ноды геометрии
  4. Меню нодового схематика (значки и выпадающие списки) для организации сетей
    1. Нодовая галерея
      1. Сборник нод (альтернатива нодовому Tab-меню)
    2. Дерево иерархии
      1. Для быстрого поиска по дереву схематика можно реализовать, называя ноды КАПСОМ. Ноды с такими именами будут первыми в списке дерева
    3. List View - ноды в виде списка
    4. Палитры цвета и формы
    5. Network Box. Позволяет группировать ноды для быстрого сворачивания/разворачивания
      1. Для удаления без содержимого - Del
      2. Для удаления с содержимым - Shift+Del
    6. Sticky Note - заметка. Можно добавить также через Shift+P
    7. Image Background - изображение фона
    8. Subnet. По сути своей, Subnet Houdini - это контейнер внутри того же контекста, в котором находятся ноды, включённые в этот контейнер. То есть контекст не меняется снаружи и внутри Subnet-ноды. Чаще всего используется для одновременной трансформации объектов, входящих в контейнер. Сочетание клавиш для добавления - Shift+C.
      1. Для того, чтобы вынуть ноды из Subnet - ПКМ по ноде → Actions → Extract Contents
      2. Добавить ноды внутрь ящика можно и через копи-паст для выбранных нод
    9. Find Node - Навигатор по нодам (значок лупы) - поиск нод
    10. Display Options - опции отображения
  5. Нода. Подробно разбиралась в предыдущем уроке
  6. Выбранная нода - отмечена жёлтой рамкой
    1. Последняя выбранная нода, параметры которой отображаются, отмечена розовой рамкой
  7. Коннектор (связь)
    1. Добавить связь между двумя нодами от выхода ко входу
    2. Разорвать связь:
      1. Активация ножа (Y) и разрезание связи с удержанием ножа
      2. Выделить связь(и) - нажать Del
      3. Если потрясти ноду с ЛКМ, все её связи будут разорваны
    3. Добавить точку
      1. Alt+ЛКМ на свзяи
      2. Начать вытягивать связь из канала - дожать Alt
    4. Автоматом подключить создаваемую ноду к определённой ноде можно кликом ПКМ по выходному каналу исходной ноды
    5. Вклинить ноду в связь:
      1. ПКМ по связи и выбрать ноду
      2. Переместить уже имеющуюся ноду на связь
    6. Переопределить порядок связей для выбранной ноды - Shift+R
    7. Временно разорвать связь с нодой для выделения полигонов - ~ ( ё на русской клавиатуре)
      • Работает из режима редактирования ноды (Enter)
      • По завершении - выходим из режима редактирования (Enter)
    8. Отобразить связь-ссылку. Будет отображать ноды, которые ссылаются друг на друга бледно-оранжевой связью. Направление стрелки будет указывать на ссылающуюся ноду (например, для оператора object_merge.
      1. Включить отображение можно в  меню View → Dependency Link → Show (для выбранных нод, или для всех нод сети)
    9. Копировать ноду - Alt+ЛКМ на ноде
    10. Копировать ноду как референс - Ctrl+Alt+Shift+ЛКМ на ноде
  8. Текущий узел в сети можно повторить, если, находясь во вьюпорте, нажать клавишу Q для выбранной в данный момент ноды. Например, быстро применять последовательность экструдов для вновь выбранных примитивов
  9. Нода Null для окончания потока. Удобство для добавления внутрь имеющейся сети, не затрагивая связь с конечной нодой для других контейнеров.

 

Горячие клавиши для навигации по схематику:

Приёмы навигации Houdini networks - Нодовый схематик

  • Войти внутрь выделенной ноды - I (Enter)
    • Ещё один способ быстрого поиска ноды и входа в неё через геометрию вьюпорта. ПКМ на геометрии → пункт меню Geometry → Edit Geometry
  • Выйти из ноды на уровень выше - U
  • Переключение между нодами по цепочке:
    • Перемещение вверх по цепи - Page Down
    • Перемещение вниз - Page Down
  • Переключение между контейнером и содержимым контейнера (для выбранной геометрии во вьюпорте) - F8
  • Временно разорвать связь с нодой для выделения полигонов - ~ ( ё на русской клавиатуре)
    • Работает из режима редактирования ноды (Enter)
    • По завершении - выходим из режима редактирования (Enter)
  • Выравнивание нод в схематике (Align Node Houdini):
    • Зажимаем клавишу A и перетаскиваем курсор влево, вправо, вверх, вниз
      • Для использования можно выделять группы нод, либо выравнивать ноды без выделения, согласно входным/выходным связям ноды
      • Расположить ноды на одной линии по вертикали или горизонтали - Shift+A
    • Используем меню Layout или клавишу L или Shift+L для выравнивания всех нод, или только выбранных
    • Распределение нод доступно из меню Layout или через Alt+A
    • Распределение с одновременным выравниванием - Alt+Shift+A
  • Групповое перемещение нод:
    • С зажатой Shift с нодой будут перемещаться все ноды, выше по иерархии
    • С зажатой Ctrl все ноды, ниже по иерархии

 

Индикация вкладок панели Houdini

Глобальный параметр отображения вкладки действует не только на вкладки схематика, но и прочие вкладки. Цвет будет меняться в зависимости от типа сети, которую они отображают, например, для объектов цвет синий, для компонентов - зелёный. Находится в меню Edit → Preferences → General User Interface → Color pane headers with network contexts.

 

Официальный сайт Houdini

Задать вопрос в нашей группе ВК

Личный проводник в Телеграм