ZBrush 2020. Preview
08.10.2019Размеры ZBrush и Экспорт
15.05.2020Что нового в ZBrush 2020? В этой статье отвечаем на этот вопрос. Рассматриваем все новые фишки на конкретных примерах. В прошлой статье мы рассматривали презентацию от Pixologic. По факту же, в релизе больше новых возможностей, чем было анонсировано. Но обо всём по-порядку. Новые фишки будут разбиты по тематическим разделам, и кроме этой статьи добавлены в наш основной курс ZBrush
Что нового в ZBrush 2020 – Документ
Thumbnail ZBrush 2020
Позволяет отсматривать силуэт модели в мини-окошке в левом верхнем углу экрана (рис.1)
Режим будет крайне полезен для вИдения общей формы силуэта (особенно без шейдинга - во Flat-стиле). Больше нет необходимости постоянно отдаляться, чтобы оценить читаемость модели в масштабе. По умолчанию включён именно режим силуэта, но можно переключиться и в отображение миниатюры холста. Настройки опции можно найти в палитре Preferences → Thumbnail (рис.2)
- Thumbnail - активирует/деактивирует миниатюру
- Silhouette - включает силуэт (когда активно) или показывает шейдинг модели с материалом и цветом (если отключено)
- Size - определяет разрешение миниатюры в пикселях. Регулируется интерактивно, зажимая ЛКМ или ПКМ с одновременным перетаскиванием миниатюры на холсте
- Magnify - регулирует масштаб миниатюры на холсте. Работает так же и с зажатым Shift при перетаскивании самой миниатюры на холсте (с зажатой ЛКМ или ПКМ)
- Background - выбор цвета фона миниатюры. От изменения цвета будет зависеть отображение и самого объекта (автоматически будет выбран контрастный фону цвет). Полностью чёрный цвет будет убирать фон, сливаясь с цветом холста.
- Export Thumbnail - экспортирует миниатюру в качестве картинки
В качестве миниатюры можно использовать текстуру, кликнув по миниатюре и выбрав (или импортировав) нужное изображение. Изменять положение и масштаб текстуры на миниатюре можно теми же способами, как и на холсте - с зажатым Alt. Чтобы назначить в качестве фона скриншот холста, нужно кликнуть по миниатюре, удерживая Ctrl.
CamView ZBrush 2020
CamView - это индикация навигации в пространстве холста. В правом верхнем углу создаётся мини-трёхмерная фигура, и направляющие оси (рис.3). По дефолту создаётся бюст "Тимофея Николаевича".
По миниатюре можно не только отслеживать положение модели, но и вращать сцену перед камерой, и выравнивать положение модели по текущему положению миниатюры в один клик. Шаг вращения по осям равен 45 градусам. По клику на цветных рукоятках можно быстро располагать модель в пространстве по нужной оси.
Сама миниатюра не имеет возможности точно повторять положение исходника на холсте. Миниатюра привязывается к определённым точкам угла 45 градусов. Таким образом нам доступно 40 положений миниатюры
По вторичному клику на рукоятке оси можно выровнять модель в противоположном направлении
Настройки CamView находятся в палитре Preferences → CamView (рис.4)
- CamView On - включает/отключает миниатюру
- Size - размер миниатюры
- Next - выбрать из списка следующую миниатюру
- Make CamView - сделать собственную миниатюру из активного тула. Для этоuj нужно выровнять переднюю часть тула по направлению оси Z в камеру и нажать кнопку Make CamView. После просчёта создастся текстура, которую нужно экспортировать и положить в каталог ZBrush - C:\Program Files\Pixologic\ZBrush ****\ZStartup\CamView\ (для Windows). Или MacHD / Applications / ZBrush * Папка последней версии / ZStartup / CamView (для Mac)
- Чтобы миниатюра создавалась без фона, нужно перед созданием у холста установить абсолютно чёрный цвет
Что нового в ZBrush 2020 - Polypaint
В этом разделе рассматриваем всё, что касается изменений в работе с Polypaint ZBrush 2020
Настройка цветов PolyPaint
Кнопка настройки находится в субпалитре PolyPaint палитры Tool. При нажатии на кнопку Ajust Colors открывается окно настроек с ползунками (рис.1). Навигация в окне осуществляется теми же методами, что и в документе ZBrush
Перед регулировкой цвета, нужно определиться с маской на модели, чтобы остальные цвета не были затронуты. Для этого предусмотрены восемь каналов маски (серые квадраты на рисунке выше). При клике и перетаскивании, появляется пикер, которым можно выбрать цвет на модели. Этот цвет получит маску, автоматически активируя этот канал (кнопка On становится активной). Параметром Tolerance можно регулировать допуск маски на модели.
Функционал окна:
- Reset - сбрасывает все настройки к изначальной модели
- Restore - возвращает настройки, которые были до сброса
- Hide Colors - скрывает цвета, оставляя только шейдинг материала
- Hide Material - скрывает материал, оставляя плоский цвет без шейдинга
- Hide Mask - скрывает (но не прячет) маску
- Inverse Mask - инвертирует маску
- Blur Mask - размывает маску. Чтобы точно заменить весь цвет, нужно выставлять минимальные значения этого параметра (0 или 1)
- Overwrite - переписывает любые имеющиеся на модели маски
- Mask - добавляет маски к уже имеющимся на модели маскам
- Unmask - убирает настроенные маски из изначальной маски, которая была на модели
- Группа ползунков (оттенок, насыщенность, яркость, контраст, гамма)
- Ок - применяет результат и выходит из окна настройки
Для того, чтобы таким же образом регулировать цвета текстуры, она должна быть выбрана в левом шелфе, в стеке текстур. При этом совершенно необязательно, чтобы текстура принадлежала тулу. Когда текстура выбрана, доступ к её редактированию можно получить из палитры Texture → кнопка Ajust Color. Будет отрыто то же самое окно настроек (рис.1). Управление проходит аналогично PolyPaint.
Fade Opacity в ZBrush 2020
Позволяет регулировать интенсивность цвета на модели. Цвет может быть как вертексным (PolyPaint), так и от карты текстур.
Находится настройка в палитре Render → Fade Opacity (рис.2)
- Слайдер Fade Opacity позволяет регулировать прозрачность цвета на модели
- Селектор Fade Color задаёт цвет, в который будет уходить модель при увеличении Opacity
Что нового в ZBrush 2020 - Dfaft Analysis
В этом разделе рассматриваем новинки ZBrush 2020 в части анализа поверхности для корректного построения пресс-форм, печати на 3D-принтере и текстурирования PolyPaint
Draw Draft Analysis
В реальном времени позволяет анализировать углы наклона при изготовлении пресс-форм. Правильная пресс-форма должна иметь тупые углы к своей поверхности для удобного удаления формованного материала. Если угол к поверхности пресс-формы будет острым, корректное удаление материала будет невозможно. Активируется функция из палитры Tramsform → кнопка DrawDraft Analyse (рис.1)
- DrawDraft Analyses - активирует фукнцию отрисовки. Функция работает относительно положения перед камерой, опираясь на угол, заданный параметром ниже.
- Зелёный цвет - корректный угол
- Жёлтый цвет - прямой вектор, относительно установленного вектора камеры (но, вероятно, прокатит, если использовать достаточное количество лыжной мази. Как мы знаем из заветов аудиофилов - лыжной мази много не бывает, возможно, поможет она и здесь)
- Красный цвет - недопустимый угол поверхности
- Draft Angle - устанавливает смещение угла, относительно камеры. Чем выше значение, тем больше допуск на отклонение поверхности
- SetDir - пересчитывает угол для нового положения камеры
- InvDir - инвертирует направление просчёта поверхности
Разумеется, для корректного просчёта, модель должна находиться в ортографической проекции!!! Перспектива отключается автоматом при использовании этой функции, но её можно насильно включить, игнорируя предупреждение и в этом случае, пенять на треморальных выползней будет бесполезно, получив непредсказуемый результат.
PolyPaint From Draft
Находится в субпалитре PolyPaint и позволяет получать цвета (красный или зелёный) на основе анализа поверхности через DrawDraft. Имеет те же самые настройки, что и анализатор (см. выше).
Mask by Draft
Позволяет быстро получать маску, основываясь на анализе поверхности функцией DrawDraft. Находится в палитре Tool → субпалитра Masking → Mask by Draft. Имеет те же настройки, что и предыдущие инструменты. Чтобы пересчитать маску на основании нового угла, нужно нажать кнопку SetDir в нужном положении перед камерой. Построить саму маску - нажать кнопку Mask by Draft
PolyPaint From Thickness
Анализирует толщину модели и выводит финальный результат в виде семицветной гаммы. Запускается алгоритм из субпалитры Polypaint палитры Tool (рис.2)
- From Thickness - запускает алгоритм вычисления и отрисовки толщины. Отрисовка проходит в соответствии с цветами, установленными в шкале анализатора (рис.3)
- Quality - количество лучей, испускаемых каждым полигоном для просчёта окружающих граней. Чем выше число, тем точнее определение, но больше времени на просчёт
- Min Thicness - установление минимальной толщины, которая была бы приемлема для конкретной модели и материала печати. Этот размер соответствует цвету С1 из палитры анализа (рис.3). У каждого материала толщина может отличаться, например, для полиамида она составляет 0,8мм. Но выводятся значения этого параметра по-умолчанию во внутренних единицах ZBrush, и для корректной работы нужно правильно установить единицы и отмасштабировать свои модели. Это большая тема, которую мы изучаем на расширенном курсе ZBrush, если интересно, добро пожаловать!
- Max Thickness - устанавливает максимальную толщину для конкретной модели. Отображение цвета соответствует стеку С5 из палитры анализатора (рис.3). Более высокий диапазон между минимальным и маскимальным порогами будет отображать больше цветов спектра
Гамму цветов можно настроить из палитры Preferences → Analysis (рис.3)
Отрисовка цветов на модели происходит по следующей формуле:
- Минимальный диапазон X на Максимальный диапазон = порог диапазон
- Порог диапазона / 6 = количество слотов и шаг каждого из них (от S до C5)
Значения цветов:
- Красный цвет (S) находится ниже порога минимальной толщины, и поэтому недопустим
- С1 - минимальный диапазон
- С2 - на один шаг вверх от минимального диапазона
- С3-С5 - на 3 и 5 шагов выше (соответственно) минимального диапазона
- E - превышает максимальный коэффициент и считается безопасной толщиной. Но это справедливо только когда минимальный диапазон считается основным фактором. Если же важным фактором является и максимальная толщина, то синий цвет нужно убирать путём уменьшения толщины.
Новое в ZBrush 2020 - Кисти
В этом разделе рассматриваем новые функции 2020 и кисти, которые с ними работают
DecoCurve Brushes
Дают проекцию геометрии с Альфа по кривой. Кисть создаёт кривую, вдоль которой располагается Alpha (от начальной точки кривой к конечной точке). Кривую можно рисовать, используя Lazy Mouse
Новая кисть поставляется в двух вариантах:
- DecoCurveDots - создаёт геометрию от начала до конца кривой и при перетаскивании кривой добавляет новую геометрию по пути
- DecoCurveDrag - создаёт геометрию от начала до конца кривой и при перетаскивании кривой меняет положение новой геометрии (не добавляя новой)
В палитре Stroke → Curve можно настроить поведение кривой этих кистей
From Brush
Функция, которая позволяет захватывать геометрию поверхности и её цвет, записывая их в Alpha или текстуру. Эти альфа и текстура могут быть использованы с любой активной кистью. Находится функция в палитре Alpha → From Brush или по нажатию клавиши "G". После активации функции кисть принимает вид синего круга, нужно провести по нужному (референсному) участку и процесс создания альфа начнётся автоматически. Если на модели есть PloyPaint и включён параметр RGB, то будет создаваться и текстура.
На конечный результат будет влиять размер кисти, который должен быть определён перед захватом поверхности.
Разные режимы Stroke дают различный результат. Подробнее о Stroke в ZBrush здесь.
Настройки From Brush находятся в палитре Alpha → From Brush (рис.1)
- From Brush - запускает алгоритм создания
- Alpha With - определяет разрешение будущей Alpha по ширине. Разрешение по высоте будет пропорционально зависеть от этого параметра и размера кисти
- Blur Seam - размывает швы (вверху и внизу новой альфа). Значение, разделённое на 2 указывает на сколько пикселей будет размываться альфа с каждой стороны
XTractor Brushes
Преднастроенные кисти, которые опираются на параметр From Brush. Поставляется 3 типа кисти (с разными предактивированными режимами Stroke)
- XTractor - после нажатия кнопки G, нужно указать путь, который ляжет в основу Alpha и тут же может быть перенесён на новую геометрию с этой же кистью. Так же имеет предактивированный параметр Roll из палитры Stroke
- XTractorDot - захватывает геометрию, согласно размеру кисти, и добавляет так же - в режиме DragDot
- XTractorDragRect - захватывает на основе растягивания, согласно режиму DragRect
Hatch Brushes
Кисти, которые фиксируют начальную точку мазка и работают только в одну сторону от него. Опираются на новую функцию палитры Stroke → Modifiers → No Back&Forth. Поставляется "из коробки" 2 кисти:
- Hatch Brush - задействует функцию No Back&Forth, не давая воздействия при движении кисти в обратном направлении от изначального направления
- HatchBackTrack Brush - то же, что и предыдущая кисть, но активирует ещё и функцию Backtrack из раздела LazyMouse.
Сам по себе режим No Back&Forth может быть активирован с любой из доступных кистей, не давая создавать геометрию или цвет в обратном направлении
HistoryRecall Brush
Проецирует геометрию одного тула (или сабтула) на другой тул или сабтул. Для того, чтобы алгоритм заработал, нужно соблюсти 2 условия:
- референсная модель должна совпадать по объёму и положению и конечной моделью
- необходимо записать нужный шаг в истории референсной модели. Для этого выбрать кисть HistoryRecall Brush и кликнуть с зажатым Ctrl по нужному шагу в истории. Если у модели нет истории, кликнуть по единственному шагу в панели истории. Выбранный шаг после клика имеет светло-серую индикацию внутри модели.
Преимущество этой кисти в том, что можно переносить геометрию на любую топологию. Для корректного переноса топологии и порядок вершин не должны совпадать. Так например, можно переносить HPoly модели на заранее подготовленные правильно-топологичные сетки или делать встраиваемые формы
MoveInfiniteDepth Brush
Кисть Move с параметром бесконечной глубины. Работает по принципу обычной Move, но распространяет своё воздействие бесконечно вглубь холста. И те точки, которые попадают в область её воздействия будут подвержены изменению. Если модель непрямолинейная, то кривизна изменения невидимых частей модели будет разной
Сам параметр можно включить индивидуально и для других кистей. Находится он в палитре Brush → Depth → Infinite Depth. Там же можно выбрать нужные оси бесконечной глубины.
Новое в ZBrush 2020 - Кисти
В этом разделе рассматриваем новые функции 2020 и кисти, которые с ними работают
DecoCurve Brushes
Дают проекцию геометрии с Альфа по кривой. Кисть создаёт кривую, вдоль которой располагается Alpha (от начальной точки кривой к конечной точке). Кривую можно рисовать, используя Lazy Mouse
Новая кисть поставляется в двух вариантах:
- DecoCurveDots - создаёт геометрию от начала до конца кривой и при перетаскивании кривой добавляет новую геометрию по пути
- DecoCurveDrag - создаёт геометрию от начала до конца кривой и при перетаскивании кривой меняет положение новой геометрии (не добавляя новой)
В палитре Stroke → Curve можно настроить поведение кривой этих кистей
From Brush
Функция, которая позволяет захватывать геометрию поверхности и её цвет, записывая их в Alpha или текстуру. Эти альфа и текстура могут быть использованы с любой активной кистью. Находится функция в палитре Alpha → From Brush или по нажатию клавиши "G". После активации функции кисть принимает вид синего круга, нужно провести по нужному (референсному) участку и процесс создания альфа начнётся автоматически. Если на модели есть PloyPaint и включён параметр RGB, то будет создаваться и текстура.
На конечный результат будет влиять размер кисти, который должен быть определён перед захватом поверхности.
Разные режимы Stroke дают различный результат. Подробнее о Stroke в ZBrush здесь.
Настройки From Brush находятся в палитре Alpha → From Brush (рис.1)
- From Brush - запускает алгоритм создания
- Alpha With - определяет разрешение будущей Alpha по ширине. Разрешение по высоте будет пропорционально зависеть от этого параметра и размера кисти
- Blur Seam - размывает швы (вверху и внизу новой альфа). Значение, разделённое на 2 указывает на сколько пикселей будет размываться альфа с каждой стороны
XTractor Brushes
Преднастроенные кисти, которые опираются на параметр From Brush. Поставляется 3 типа кисти (с разными предактивированными режимами Stroke)
- XTractor - после нажатия кнопки G, нужно указать путь, который ляжет в основу Alpha и тут же может быть перенесён на новую геометрию с этой же кистью. Так же имеет предактивированный параметр Roll из палитры Stroke
- XTractorDot - захватывает геометрию, согласно размеру кисти, и добавляет так же - в режиме DragDot
- XTractorDragRect - захватывает на основе растягивания, согласно режиму DragRect
Hatch Brushes
Кисти, которые фиксируют начальную точку мазка и работают только в одну сторону от него. Опираются на новую функцию палитры Stroke → Modifiers → No Back&Forth. Поставляется "из коробки" 2 кисти:
- Hatch Brush - задействует функцию No Back&Forth, не давая воздействия при движении кисти в обратном направлении от изначального направления
- HatchBackTrack Brush - то же, что и предыдущая кисть, но активирует ещё и функцию Backtrack из раздела LazyMouse.
Сам по себе режим No Back&Forth может быть активирован с любой из доступных кистей, не давая создавать геометрию или цвет в обратном направлении
HistoryRecall Brush
Проецирует геометрию одного тула (или сабтула) на другой тул или сабтул. Для того, чтобы алгоритм заработал, нужно соблюсти 2 условия:
- референсная модель должна совпадать по объёму и положению и конечной моделью
- необходимо записать нужный шаг в истории референсной модели. Для этого выбрать кисть HistoryRecall Brush и кликнуть с зажатым Ctrl по нужному шагу в истории. Если у модели нет истории, кликнуть по единственному шагу в панели истории. Выбранный шаг после клика имеет светло-серую индикацию внутри модели.
Преимущество этой кисти в том, что можно переносить геометрию на любую топологию. Для корректного переноса топологии и порядок вершин не должны совпадать. Так например, можно переносить HPoly модели на заранее подготовленные правильно-топологичные сетки или делать встраиваемые формы
MoveInfiniteDepth Brush
Кисть Move с параметром бесконечной глубины. Работает по принципу обычной Move, но распространяет своё воздействие бесконечно вглубь холста. И те точки, которые попадают в область её воздействия будут подвержены изменению. Если модель непрямолинейная, то кривизна изменения невидимых частей модели будет разной
Сам параметр можно включить индивидуально и для других кистей. Находится он в палитре Brush → Depth → Infinite Depth. Там же можно выбрать нужные оси бесконечной глубины.
Новое в ZBrush 2020. Прочие фишки
В этом разделе рассматриваем прочие фишки ZBrush, которые появлились в версии 2020.
Sculpt & Paint Morph UV
Позволяет работать с двумерным представлением модели, иначе говоря, с её UV-координатами. Можно добавлять как цвет, так и геометрию, а после окончания вновь вернуть модель к объёмному виду и получить изменения уже на ней. Находится функция в палитре Tool → UV Map. Кнопка Morph UV даёт плоское представление и после завершения, должна быть отжата. Слайдер Bump определяет степень отображения детализации в плоском представлении
Режим сглаживания не работает в плоском представлении!
Project Undo History
Позволяет захватить на шкале истории определённый участок и спроецировать его уже на новом шаге истории. Для начала работы нужно перейти к референсному месту → зажав Ctrl, кликнуть по полоске истории → перейти по панели истории к нужному участку → нажать кнопку Project History из палитры Tool → Subtool → Project. Подробно эту палитру и проецирование мы рассматривали в этом уроке.
Новые опции:
- Geometry - проецирует геометрию
- Color - проецирует цвет
Если при проецировании часть модели будет закрыта маской, это место будет защищено от воздействия.
Удаление предыдущей истории
Если мы хотим избавиться от лишних шагов истории (предшествующих), можем воспользоваться новой функцией из палитры Edit → DeleteOlderUH.
Help
Новое меню справки в палитре Help
Новые правила экспорта ZBrush 2020
Тулы теперь можно экспортировать в stl, wrl, fbx, ply и расширенный obj прямо из палитры Tool → Export. При этом будет выходит диалоговое окно для выбора параметров экспорта.
Так же:
- .stl, ply и fbx теперь можно импортировать напрямую, без плагинов.
Alpha Mode
Позволяет использовать альфа-канал текстуры для получения прозрачности. Если текстуру или изображение поместить в слот Alpha и активировать кнопку A в строке Draw, То чёрный канал изображения будет прозрачным при нанесении цвета или скульптинга по модели.
ZeeZoo
Добавлена папка Lightbox, которая содержит болванки животных из Zspheres
1 Comment
[…] На данный момент (конец ноября 2019 года) уже вышла полноценна версия ZBrush 2020. Подробная статья с нашими видео обзорами здесь […]